Вы возглавляете Калужскую городскую местную организацию «Всероссийского общества слепых» (ВОС) 5 лет. Чем занимается Калужская городская организация ВОС?
Сейчас в организации зарегистрировано 370 человек. В составе есть около 5 процентов зрячих людей, но в основном это мамы, папы, бабушки и дедушки тех, у кого проблемы со зрением. Все остальные – это инвалиды по зрению.
В целом, чем сейчас занимается Калужская городская организация ВОС – это реабилитация инвалидов по зрению. Это и профессиональная реабилитация. У ВОС есть институт «Реакомп». Есть реабилитационный центр в Волоколамске - здесь научат всему - от рукоделия до адаптивных компьютерных технологий.
Важнейшая часть реабилитации - социально-бытовая. Мне нравится система, когда свои учат своих. То есть люди, которые уже адаптировались, делятся своим опытом, своими навыками и наработками с теми, кто не настолько адаптирован. Это может быть пространственное ориентирование, обучение пользования тростью, приготовление пищи. У нас есть мечта, не знаю, насколько нам позволят условия, сделать свою мини-кухню, чтобы была возможность обучать незрячих людей готовить. Есть такая программа реабилитации «Особый взгляд», в рамках этой программы специалисты, которые занимаются обучением приезжают и проводят занятия в регионах. Пока кухни, к сожалению, нет. Я надеюсь, что мы это сделаем.
Также социокультурная реабилитация. Это и мероприятия, которые инициирует Калужская городская организация ВОС, и в которых сами же принимают участие. Есть культурно-спортивный реабилитационный Комплекс ВОС в Москве – это крупный, хорошо оснащенный и укомплектованный квалифицированными кадрами реабилитационный центр. Концертные и спортивные залы учреждения, лекционные аудитории, студии и классы предоставлены для занятий многочисленных творческих и спортивных коллективов, проведения разнообразных концертов, соревнований, фестивалей, конкурсов и выставок творчества инвалидов по зрению.
Что касается работы взаимодействия Калужская городская организация ВОС с различными структурами - мы достаточно плотно работаем с Уполномоченным по правам человека Калужской области, с Общественной палатой Калужской области.
Уроки доброты – очень важный проект, который появился по инициативе Общественной палаты. Мы с Юппи (лабрадор, собака-поводырь Галины) проводим его в школах и детских садах. Цель уроков - воспитать в калужских ребятах милосердие и доброту. И в наше непростое время это важно, как никогда.
Также мы провели уже несколько семинаров для учреждений культуры и библиотек «Без барьеров: взаимодействие с посетителями с ограниченными возможностями здоровья», на которых представители Инновационного культурного центра (ИКЦ) и Дома музыки делились своим опытом доступности учреждения для людей с инвалидностью.
Есть ли в Калуге какие-либо дополнительные занятия для людей̆ с ограниченными возможностями зрения помимо обучения?
Есть секции для занятия спортом. Секция по настольному теннису, по футболу, волейболу. Есть лёгкая атлетика. Я сама занималась лёгкой атлетикой и даже занимала первое место по городу. Всем этим можно заниматься в физкультурно-спортивном центре «Лидер» в Калуге. Там проводятся занятия для инвалидов разных нозологий. Помимо занятий спортом там есть направление адаптивной физкультуры.
Что касается культуры. На базе ИКЦ есть творческая лаборатория ИЗО «Интроспектива», и скоро откроется творческая лаборатория по вокалу. У нас есть замечательный педагог Алла Тарасова, у которой я занимаюсь сейчас в частном порядке. Но уже в этот четверг 14 ноября состоится первое занятие и у членов Калужской городской организации ВОС будет возможность посещать занятия по вокалу. Почему это очень важно? Во-первых, потому что идёт обучение с учётом особенностей обучения, особенностей восприятия у незрячих и слабовидящих людей. Во-вторых, что сегодня тоже немаловажно, это абсолютно бесплатно. Все занятия, которые мы проводим – это всё абсолютно бесплатно.
Если вернуться к вопросу о профессиональном обучении – это тоже бесплатно.
Из нового - сейчас, нас начали обучать колокольному звону. Нам привезли глиняный тренажёр, и у кого будет хорошо получаться - есть шанс стать настоящим звонарем.
В Москве, помимо специальных театров для незрячих и слабовидящих людей, ряд театров запустили спектакли с тифлокомментированием. Как в Калуге обстоят с этим дела?
В кинотеатрах доступен просмотр фильмов с тифлокомментированием. Приложение на смартфоне «Особый взгляд» помогает «смотреть» фильм в наушниках, никому не мешая.
Уже и раньше проходили выставки с тифлокомментариями в Калужском музее изобразительных искусств, и в Доме музыки, и в ИКЦ, но их проводили, как правило, экскурсоводы и искусствоведы. Но теперь у нас появился профессиональный тифлокомментатор - Дарья Казаку. Мы ещё не начали её пока глобально привлекать, ей тоже нужно адаптироваться. Но две выставки в ИКЦ уже прошли с её тифлокомментированием. Это выставка «Понёва» и выставка акварелей Юлии Полюгаевой. Дарья, чтобы погрузиться в нашу историю, ходит на занятия в нашу ИЗОстудию. У нас же инклюзивная группа, она вместе с нами пишет картины.
Сейчас у нас в планах – демонстрация фильмов с тифлокомментированием. Причём есть фильмы с уже готовыми тифлокомментариями, а есть без. И наш специалист Дарья смотрит фильм и заранее готовит свой тифлкомментарий. Помещение у нас небольшое, и 99 процентов людей незрячие, и поэтому нам не нужно оборудование, например, наушники. Дарья будет сама тифлокоментировать каждый просмотр.
Становится ли город удобнее, комфортнее в плане доступности для людей с нарушениями зрения?
Если не уходить далеко и взять ИКЦ, то они очень сильно продвинулись в направлении доступности. Во-первых, сотрудники, и их отношение. В ИКЦ ходят инвалиды с различными нозологиями. И у сотрудников уже есть опыт в работе с ними. Во-вторых, в ИКЦ есть тактильно-звуковая мнемосхема. Это специальный рельефный план помещения, обеспечивающий одновременное отображение визуальной и тактильной информации со словесным описанием маршрутов движения. Не хочу никого обидеть, но, по-моему, ИКЦ – единственные, у кого это есть. Не хватает только тактильной плитки.
Я сама скептически к этому отношусь, мне проще спросить у прохожих. Я люблю людей). Но у нас достаточно незрячих людей, которые ходят по навигатору.
По поводу доступности городской среды. Во-первых, часть доступности такая же, как и у всех. Нам удобно ходить по хорошим тротуарам.
Наша большая радость – большие новые автобусы городского транспорта. Такие, как на 97 и 4, 26 маршруте. На 97 маршруте вообще образцовый автобус. В нём всегда объявляются остановки и обозначено место для собаки-проводника. Он удобный, просторный, низкопольный и бесплатный. Хотелось бы побольше таких автобусов на других маршрутах. И в целом, несмотря на нарекания со стороны жителей на городской транспорт, ситуация в Калуге хорошая. Мы общаемся с региональными отделениями ВОС, есть масса городов, которые считаются комфортнее Калуги, но с транспортом там ситуация хуже.
В остальном, конечно, ситуация не очень хорошая. Озвученных светофоров у нас немного, центральная улица Кирова у нас вся без таких светофоров. Но на Кирова многолюдно, и можно перейти дорогу, присоединившись к кому-либо из прохожих. Но есть масса улиц и перекрёстков, где не так много людей.
Ещё одна проблема – у нас в области нет службы сопровождения. У нас бывает такие ситуации, что человек, например, из Боровска звонит с просьбой найти сопровождающего, чтобы встретить его на вокзале и проводить до областной больницы в Анненках. Мы как-то точечно решаем этот вопрос. Мы имели опыт работы с волонтёрами из Красного креста. Спасибо Ларисе Пахомовой – руководителю Калужского отделения Красного Креста, они всегда откликается на наши просьбы. Но задачи волонтеров несколько отличаются от задач сотрудников службы сопровождения, и, по сути, сопровождать по городу они не имеют права. Поэтому приходится договариваться частным образом. Чтобы оказывать такую услугу официально, необходимо проходить специальную подготовку для сопровождения незрячих людей̆, включая особенности общения и другие аспекты.
Чем плохо для нас, что у нас нет такой службы сопровождения? Мы же понимаем, что человеку не просто продукты нужно принести. У нас есть много тотально незрячих людей, которые сидят дома, у которых есть другие сопутствующие заболевания, которым физически сложно адаптироваться в передвижениях по городу. Их некому водить на занятия и мероприятия, которые мы проводим, и они сидят дома. Такая служба сопровождения очень помогает включению незрячих людей в социум. Потому что жизнь сейчас достаточно динамична.
И в целом сейчас поменялась концепция. Раньше незрячим людям старались создать отдельную локацию. А сейчас мы постоянно в движении, в разные службы по городу, и я считаю, что это плюс. Когда наши различные занятия, мероприятия проходят в разных местах по городу, тогда обычные люди нас видят, происходит взаимопроникновение.
Какие профессии, в основном, осваивают незрячие люди и как в Калуге обстоят дела с трудоустройством незрячих и слабовидящих людей?
Трудоустройство — это для нас больная тема. Все вы знаете о квотировании, но нам с этим сложно. В квотировании не оговаривается, каких нозологий сколько нужно взять. Если брать производство, то, зачастую, его нужно оборудовать для незрячих людей. И работодателю проще взять слабослышащего сотрудника или с какими-то другими особенностями.
Что касается профессий - очень распространено сейчас, когда слабовидящие делают на заказ какие-то вещи: одежду, игрушки, пекут торты. Это всё для нас доступно.
Работа на компьютере тоже достаточно распространена. Есть адаптивная программа экранного доступа, которая всё озвучивает. И при выключенном мониторе незрячий человек делает такую же работу, как и обычный, и с не меньшей скоростью.
Какие-либо профессии, связанные с музыкой, но это, скорее, ближе к самодеятельности. Потому что сложно будет пойти в академическую музыку с большим количеством нот, это может сделать только человек, который поздно потерял зрение. Есть такой фестиваль в Москве «Путь к свету», который даёт возможность этим музыкантам выступать.
На самом деле, много профессий доступны. Педагогическая деятельность в целом, в частности логопедия.
Есть реабилитологи, массажисты. Но, и тут тоже есть проблемы. Сейчас в поликлиниках хотят заменить массажистов на мультиспециалистов, совмещающих несколько направлений в одном. И мы понимаем, что слепого человека на такую должность не возьмут.
Есть ещё одна проблема, основная, на мой взгляд - позиция людей с ограниченными возможностями зрения – «Мне должны!» Конечно, есть ситуации, когда нужны спонсоры или государство должно позаботиться о доступности среды, но нужно знать, где эта грань между «Мне должны» и «Я должен».
Согласно действующему законодательству в ВОС может вступить инвалид по зрению, достигший 18-летнего возраста. Чтобы понять человека и помочь ему, необходимо изучить его мировоззрение, уровень социальной̆ адаптации. Все это формируется в раннем возрасте. Ведёт ли ВОС шефство над детьми специализированных учреждений для слепых и слабовидящих детей? Достаточно ли у нас в области таких учреждений?
У нас в Калуге есть специализированный детский сад для слабовидящих «Анютины глазки». Он находится недалеко от нас и мы часто там бываем. Ещё к нам вступают родители таких детей, но взаимодействие происходит, в основном, по запросу.
Есть федеральный чат «Дети ВОС», в нем родители со всей страны, у которых дети - инвалиды по зрению, обсуждают самые разные вопросы: по обучающим программам, и по стандартам, и по законодательству, и по техническим средствам реабилитации (ТСР).
Кстати, вопрос ТСР - это ещё одна наша проблема. Вот тут как раз вопросы к государственному обеспечению. Это может быть некачественный ТСР, например трость. По большей части я хожу с Юппи, но есть места, куда с собакой нельзя. Например, в храм я хожу с тростью, и как тростепользователь, могу оценить качество. От государства нам выделяют порядка 800-900 рублей на одну трость. А хорошая трость, не роскошь, а именно качественная функциональная трость стоит 5-6 тысяч. Так же история с флэш-плеерами для незрячих. Все инвалиды первой группы имеют право получить такой плеер. У него срок службы 5-6 лет, а ломается он гораздо быстрее. А для незрячего человека это окно в мир. Есть федеральный перечень ТСР, в который входит минимум. Во многих регионах помимо федерального уже есть региональный перечень необходимых ТСР. У нас, к сожалению, пока нет.
Например, мы просим смартфоны. Казалось бы, много захотели. Но, нет. Смартфон для незрячего человека - прекрасное средство реабилитации. Он многофункционален в плане приложений для незрячих и слабовидящих людей. Это навигация; бесплатная библиотека для слепых, которая постоянно пополняется; приложение «Умный дом»; доставка продуктов; камера, которая может озвучить по фото, где ты находишься. Очень удобное приложение «Be My Eyes». Через онлайн видео-звонок волонтеры снабжают людей со слабым зрением и незрячих визуальной помощью для выполнения различных задач, начиная от сопоставления цветов, до проверки включенного света или приготовления ужина.
Ослепшие люди во взрослом возрасте не всегда могут читать по Брайлю. Ограничений по возрасту в обучении нет, но с возрастом осязание притупляется, и человек не всегда может этим овладеть. Но и актуальность письма снижается, проще отправить голосовое сообщение.
Есть регионы, в которых слабовидящим обучающимся студентам и детям выдают ноутбуки по программе реабилитации. У нас даже прибор и грифель не выдают.
Есть ли у нас в калужских школах инклюзивные классы, оборудованные для слабовидящих детей?
Нет. И даже дело не в оборудовании класса. Не хватает специалистов. У нас есть дети, родители которых стоят на учёте у нас в ВОС, они на домашнем обучении. Какая у них будет адаптация? У таких детей нет опыта общения с другими детьми, им будет тяжело вливаться в социум.
По поводу инклюзивного образования. Это палка о двух концах. Мы не настолько наивны, чтобы думать, что учитель, у которого 35 детей в классе, будет индивидуально заниматься с одним из них. Также незрячему ребёнку требуется больше времени для выполнения каких-либо заданий.
У нас одна специализированная школа в области, только в Мещовске. Школа очень хорошая, прекрасно оборудованная, много интерактивных вещей. Но этого недостаточно.
А с другой стороны, проблема - некоторые родители опасаются отдавать своих детей с нарушением зрения в специализированные школы-интернаты. Причины могут быть разные. Родители могут переживать, что персонал школы-интерната не сможет уделить их ребенку достаточно индивидуального внимания и заботы, а также по поводу адаптации ребенка и качества специального образования.