Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки Обычная версия сайта
Отображение картинок: выкл. картинки вкл. картинки
Междустрочный интервал: одинарный полуторный двойной
Символьный интервал (кернинг): стандартный средний большой
Адрес: г. Калуга, ул. Ленина, дом 74, офис 301
Тел.: 8 (4842) 57-04-14
Тел.: 8 (4842) 22-26-39
ГлавнаяОНК → Общественные наблюдательные комиссии проанализировали свою деятельность на всероссийском форуме в ОП РФ.

Общественные наблюдательные комиссии проанализировали свою деятельность на всероссийском форуме в ОП РФ.

С какими проблемами сталкиваются общественные наблюдатели при отстаивании прав граждан, находящихся во временной изоляции от общества; что нужно изменить в законодательстве, регулирующем общественный контроль в местах принудительного содержания; и на что нужно обратить внимание при формировании новых составов наблюдательных комиссий — эти темы стали ключевыми на Форуме председателей и членов ОНК субъектов Российской Федерации, который состоялся 28 февраля 2019 г.в ОП РФ.
 В работе Форума приняла участие председатель ОНК Калужской области Любовь Зуева.
«Общественная палата должна серьезно заняться кадровой подготовкой будущих членов ОНК, в том числе чтобы гарантировать, что в комиссии не попадают люди с криминальными связями», — заявил на форуме глава ОП РФ Валерий Фадеев.
«Ваша работа очень сложна и приносит не слишком много благодарности со стороны общества. Но мы должны заниматься этой работой. Большинство коллег работает хорошо, грамотно, но нам надо расширять кадровый резерв, привлекать больше граждан, освежать состав ОНК», — убежден Валерий Фадеев.
Еще один важный вопрос, который поднял глава ОП РФ, — финансирование ОНК: «Мы никак не можем пробить эту тему, потому что, согласно закону, финансовую помощь должны оказывать общественные объединения, выдвинувшие в состав ОНК своего представителя, но мы все знаем, что очень часто эти объединения и организации не имеют денег. Нам нужно просмотреть и предложить все возможные варианты финансирования».
По словам Валерия Фадеева, один из таких вариантов — финансирование из бюджетов субъектов РФ.
«Следующая тема — взаимодействие Общественной палаты РФ и ОНК. Вроде бы по закону ОП РФ избирает членов ОНК, я даже подписываю их удостоверения, но мы не имеем возможности не то что контролировать, но хотя бы быть в курсе работы ОНК. Какие-то ОНК присылают отчеты о деятельности, какие-то нет. Мне кажется, это неправильно. И дело даже не в контроле, а в обмене опытом, в помощи в организации работы», — выразил мнение Валерий Фадеев, добавив, что необходимо вносить в закон дополнение о том, что ОНК должны регулярно направлять в ОП РФ информацию о результатах своей работы.
К участникам форума обратилась председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Каннабих: «Я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на то, что уже было сделано, какой большой путь мы уже прошли, а также наметили планы на будущее. Для нас это очень важно».
«К сожалению, у нас не всегда получается делать все правильно. Приходится признать, что у некоторых ОНК весьма ограниченны ресурсы, где-то они могут недорабатывать. Но нужно понимать, что это очень тяжелая работа, и мы должны совершенствоваться», — добавила она.
Все существующие недостатки вполне преодолимы, подчеркнул Валерий Фадеев, отметив, что, даже несмотря на существующие трудности, ОНК — это уникальная система, и Россия является лидером в этом отношении: «Ни в одной стране нет такой системы. Списать нам не у кого. Приходится двигаться самим. И мы двигаемся — в целом в правильном направлении».
От Федеральной службы исполнения наказаний выступил заместитель директора Валерий Максименко: «Во ФСИНе я работаю не так долго, всего шесть лет. Но я вижу те изменения, которые происходят с вашей помощью. Раскрою небольшую военную тайну: еще буквально пять-шесть лет назад к приходу члена ОНК в СИЗО или колонию тщательно готовились. Такое было мнение (и я это чувствовал сам), что члены ОНК — это кто-то с другой стороны баррикад. Если не враги, то как минимум противники. Мы все понимаем, что это не так. То дело, которое делает ваш коллектив, правильное и нужное, и это веление времени. И мы вместе должны изменить систему к лучшему».
«Самое главное наше с вами достижение — это то, что мы смогли сделать систему прозрачной. Мы сделали ее прозрачнее, чем любую другую правоохранительную структуру, — продолжил он. — Люди, находящиеся в колонии и СИЗО, перестали бояться. Они стали говорить правду о том, что происходит с ними в тюрьме. А значит, стала меняться система».
Любовь Филипп, начальник управления защиты прав человека в уголовном судопроизводстве Рабочего аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, привела статистику: «За 2018 год ОНК осуществили более трех тысяч посещений, направили больше 1200 предложений и рекомендаций в адрес руководителей учреждений и территориальных органов ФСИН России. В 2018 году были приняты ответные меры более чем на 1000 обращений ОНК. Все это очень приятно и свидетельствует о том, что институт общественного контроля в местах принудительного содержания работает». В своем докладе Любовь Филипп отметила ОНК Калужской области среди лучших по размещению итогов деятельности в рамках общественного контроля в средствах массовой информации.
Со стороны органов законодательной власти выступил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Иван Сухарев.
«Мировой опыт учит, что общественный контроль выгоден как обществу, так и власти. Дисциплинирует государство, государевых слуг, заставляет быть ответственными, обеспечивать работу закона, уважать и защищать права и свободы человека. Таким образом, общественный контроль выгоден и самому государству, так как стимулирует его к совершенствованию. Мы как законодатели тоже совершенствуем законодательную базу и приглашаем вас, членов ОНК, к помощи нам в этой работе», — обратился он к участникам форума.
Он рассказал об уже внесенном в Госдуму законопроекте, который расширяет число объектов общественного контроля, то есть список доступных мест для посещений ОНК: «Не так давно у нас проводился экспертный совет, и мы приглашаем к работе этого совета каждого из вас, потому что вы практики, а не теоретики и знаете проблемы изнутри».
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий задался вопросом о том, как можно обеспечить большую продуктивность посещения мест лишения свободы членами ОНК. По его словам, нужно в первую очередь ознакомиться с нормативными документами, чтобы понимать и пользоваться всеми предоставленными законом возможностями.
«И самое главное: как же обеспечить психологический контакт с теми, ради которых вы туда прибываете? Абсолютно понятно, что, если вы будете беседовать в присутствии сотрудника этого учреждения, вам ничего не расскажут», — сказал он, отметив, что нужно обеспечивать условия для продуктивного собеседования, предоставив для этого отдельное помещение и возможность сохранять тайну этой беседы.
Затем выступил Дмитрий Носов, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, который за последний год сам посетил более 30 мест принудительного содержания.
«Все мы понимаем суть исправительной системы. Все нарушения — это человеческий фактор. Там, где работает человек, везде неизбежны перегибы. И самое главное — нам всем с вами понимать, что это не политика государства, как это пытаются преподносить, в том числе и за границей. Они давят на то, что это целенаправленная политика государства, чтобы человека гноили в местах принудительного содержания. Это не так. И наша задача — пресекать те ситуации, когда не соблюдаются права человека. Для этого и существует ОНК», — заявил он.
Дмитрий Носов озвучил четыре предложения, которые, на его взгляд, помогут улучшить работу ОНК: «Первое — расширить количество организаций в регионах, которые могут выдвигать кандидатуры в состав ОНК. Второе — разрешить доступ к формированию составов ОНК организациям, существующим от трех лет (сейчас такой организации должно быть не менее пяти лет). Третье — это вопрос, который беспокоит всех, вопрос финансирования. Финансирование должно быть в виде компенсации транспортных и командировочных расходов. Всем вам приходится очень много ездить, и вы делаете это за свой счет, мне кажется, это неправильно. Это общественная деятельность, и зарплат тут быть не должно, но компенсировать расходы членам ОНК государство должно. И наконец, мое четвертое предложение — наделить ОП РФ правом лишать полномочий любого члена ОНК. Некоторые члены ОНК ни разу не посещали места принудительного содержания, таких неработающих людей нужно отстранять».
С рядом предложений также выступил член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Валерий Васильев.
«На мой взгляд, перед ОНК должны встать три задачи: первая — это оказание содействия общественным организациям, социально ориентированным НКО, администрациям мест принудительного содержания и иным государственным органам в проведении мероприятий по ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы. Вторая задача — необходимо внести изменения в нормативно-организационные документы, регулирующие работу ОНК. В частности, внести в 10-ю статью ФЗ № 76 от 10 июня 2008 года дополнение о том, что в числе документов, представляемых НКО в ОП РФ, должна присутствовать рекомендация региональной ОП», — считает он.
По его словам, в дополнении нуждается также кодекс этики членов ОНК — в частности, в нем должны быть изложены нормы, не допускающие конфликт интересов членов ОНК, а также не допускающие использование информации, полученной членами ОНК, в коммерческих, популистских и иных целях. «Речь идет об инсайдерской информации», — пояснил Валерий Васильев.
«И третья задача — ОНК необходимо усилить взаимодействие с региональными палатами, с общественными советами при министерствах, привлекая их членов к проведению проверок. Такое взаимодействие может послужить и хорошим подспорьем для формирования кадрового резерва ОНК», — добавил он.